Журнал «5 колесо» провел независимое тестирование охлаждающих жидкостей, в ходе которого сравнил импортные антифризы с отечественным представителем.
Заявления иностранных брендов о приостановке работы, нестабильность курса рубля, перебои в поставках, боязнь зарубежных партнеров сотрудничать с российскими компаниями стали причиной значительного сокращения ассортимента импортных технических жидкостей. Оригинальные запчасти и расходники еще представлены на полках, но их стоимость выросла в разы. Особая актуальность данной темы связана с тем, что значительную часть российского автопарка продолжают составлять автомобили зарубежных марок (японских, корейских, европейских). Эксперты ОАО «АСМ-холдинг» оценивают долю легковых иномарок в 73 % от общего числа легковушек, стоящих на учете в ГИБДД (44 048 тыс. авто, данные за 2023 год). Их владельцам сложно переориентироваться на отечественных производителей, а переплачивать не хочется.
Острота проблемы усиливается еще и тем, что автомобильные охлаждающие жидкости – это ходовой расходный материал, пользующийся стабильным спросом. И стоит ли удивляться, что в этот востребованный сегмент рынка сегодня потоком течет масса разнообразных по своим эксплуатационным параметрам охлаждающих жидкостей. Их очень много, но далеко не все из них пригодны к использованию.
Может ли отечественная химическая промышленность предложить достойную замену? Для ответа на вопрос мы протестировали популярные и широко представленные на рынке продукты в лабораторных условиях.
Участники теста – ведущие мировые бренды охлаждающих жидкостей Febi, HEРU, Liqui Moly и российский представитель FELIX.
ПОДОЙДУТ БОЛЬШИНСТВУ
Участники теста – ведущие мировые бренды охлаждающих жидкостей Febi, HEРU, LiquiMoly и российский представитель FELIX. Выбор последнего неслучаен – антифризы FELIX самые используемые в России на протяжении 5 последних лет (по данным исследования «Автостат Омнибус»).
Все участвующие в испытаниях охлаждающие жидкости относятся к карбоксилатному типу (G12+). Жидкости этого типа действуют локально — образуют пленку только в местах начинающейся коррозии. Они характеризуются высокой эффективностью в плане предотвращения коррозии и подходят для большинства современных автомобилей.
Тестовые образцы были закуплены в интернет-магазине крупнейшего российского поставщика запчастей и расходных материалов. Три образца из нашего списка (Febi, HEРU, Liqui Moly) – концентраты, для получения рабочей охлаждающей жидкости их нужно разбавить водой.
Для проведения тестов мы разбавили концентраты дистиллированной водой в пропорции 1:1 по объему.
Главное удобство в использовании «обезвоженных» продуктов – это возможность его «настроить» под конкретные условия эксплуатации. Речь идет о выборе температуры кристаллизации. Для проведения тестов мы разбавили концентраты дистиллированной водой в пропорции 1:1 по объему. Приготовление антифризов производилось в соответствии с рекомендациями производителей по соотношению концентрат/вода и по качеству воды.
Получилась охлаждающая жидкость с температурой начала кристаллизации на уровне -40 °C. Этого более чем достаточно для зимних условий большинства регионов России.
Антифриз FELIX Carbox был приобретен в виде уже готовой к использованию жидкости. Соответственно, он не потребовал предварительного разбавления.
Испытуемые жидкости были помещены в обезличенную тару, промаркированы и отправлены в независимую лабораторию Международного испытательного центра по горюче-смазочным материалам («МИЦ ГСМ») для проведения физико-химических испытаний.
Задача физико-химических испытаний — определить соответствие антифризов нормативно- технической документации, а также провести их сравнительный анализ. Результаты позволят судить о том, насколько хорошо охлаждающие жидкости будут соответствовать условиям эксплуатации (нагрев, охлаждение), а также эффективно защищать материалы двигателя автомобиля от коррозии. Требования и нормы взяты из ГОСТ 28084-89 – это единственный стандарт на охлаждающие жидкости, пришедший к нам из СССР, неполный, во многом устаревший, но пока не отмененный.
СЕМЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
В рамках испытаний образцов охлаждающих жидкостей были определены их следующие характеристики: внешний вид, температура кипения, температура начала кристаллизации, водородный показатель pH, плотность, воздействие на металлы/сплавы и резины.
При определении внешнего вида охлаждающей жидкости оценивается ее прозрачность, однородность и наличие механических примесей.
Температура кипения антифриза характеризует его способность оставаться в жидком виде даже в высокотемпературных условиях его эксплуатации. На температуру кипения влияют два фактора: концентрация гликоля и давление в системе охлаждения (определяется производителем оборудования). Метод испытаний установлен ГОСТ 33594. Чем опасна низкая температура кипения? В результате закипания образуются паровые пробки, и, вместо охлаждения, наблюдается перегрев. Кроме того, кипящая жидкость системе охлаждения усиливает кавитацию – мини-взрывы «съедают» детали помпы.
Температура начала кристаллизации – еще одна важная характеристика охлаждающей жидкости. Она указывает на нижний температурный порог использования. Метод испытаний описан в ГОСТ 28084. Суть заключается в том, что испытуемую жидкость охлаждают и фиксируют температуру, при которой невооруженным глазом можно заметить помутнение, которое и является признаком начала кристаллизации.
Плотность – показатель, связанный с концентрацией гликоля и, следовательно, с температурами кристаллизации и кипения. Измерение плотности служит для подтверждения качества антифриза и выявления фальсификатов. Плотность жидкости при +20 °C должна быть в диапазоне 1,065-1,085 г/см3. Метод тестирования – ASTM D4052.
Показатель рH является мерой концентрации ионов водорода и указывает, является ли охлаждающая жидкость кислой, щелочной или нейтральной. Антифризы обычно имеют диапазон pH от 7,5 до 11. При слишком низком pH, эксплуатационный материал становится кислым и начинает разрушать как алюминий, так и черные металлы (железо и сталь). При слишком высоком pH, жидкость будет чрезмерно щелочной и повредит цветные металлы, такие как медь и алюминий. Для определения рH используется стандартный метод ASTM D1287-09.
Важнейшая часть испытаний – определение коррозионного воздействия на металлы по ГОСТ 28084. В тесте используют медь, припой, латунь, сталь, чугун, алюминий.
Пластины образцов металлов насаживают на крепежный винт в определенной последовательности.
Методика позволяет оценить коррозионные свойства охлаждающей жидкости. По изменению массы образцов металлов и сплавов судят о коррозионной активности охлаждающей жидкости. Нормой считается изменение массы не более 0,1 г/м2 в сутки.
Определение коррозионного воздействия охлаждающей жидкости на металлы проводят при температуре 88 °C в течение 336 часов.
Охлаждающая жидкость не должна агрессивно воздействовать на резиновые детали системы охлаждения. Совместимость эксплуатационного материала с резинами проверяется по методике, описанной в ГОСТ 9.030. Испытание производится при температуре 100 °C в течение 72 часов. Охлаждающая жидкость взаимодействует с резиной двух марок: 57-5006 и 57-7011. Допустимое изменение объема образца — не более 5 %.
Совместимость охлаждающей жидкости с резинами проверяется по методике, описанной в ГОСТ 9.030.
Все параметры охлаждающих жидкостей были определены в соответствии с действующими российским и международными стандартами. Результаты сведены в таблицу.
НЕ ВСЕ ОДИНАКОВЫ
Итак, что показали лабораторные данные? Внешний вид всех образцов идентичен. Это прозрачные однородные жидкости светло-красного, розового и фиолетового цвета без механических примесей.
Водородный показатель у всех тестируемых образцов примерно одинаков и находится в пределах требований нормативной документации.
Замер температуры кипения у охлаждающей жидкости FELIX Carbox показал 109 °С. Смеси Febi, HEРU и Liqui Moly с дистиллированной водой закипели при нагреве до 108 °С.
Показатель «Температура начала кристаллизации» у всех образцов близок. Наименьший результат у образца FELIX Carbox.
Значения плотности у всех тестируемых образцов жидкостей не превышает требования стандарта ASTM D 3306 «Стандартная спецификация охлаждающих жидкостей на основе гликолей для двигателей легковых и малотоннажных автомобилей».
По воздействию на медь, припой, латунь, сталь, чугун и алюминий все испытанные образцы продемонстрировали низкую коррозионную активность. Требования ГОСТа выполняются с запасом.
Пластины меди, припоя, латуни, стали, чугуна и алюминия после воздействия антифриза HEPU.
Образцы металлов после взаимодействия с антифризом Febi.
Определение коррозионного воздействия антифриза Liqui Moly.
Пластины меди, припоя, латуни, стали, чугуна и алюминия после воздействия антифриза FELIX Carbox.
Показатели воздействия на резину всех четырех образцов находятся внутри нормативных пределов ГОСТа.
Итак, в процессе работы мы убедились, что у отечественной промышленности есть достойная альтернатива на замену уходящим брендам. Показано, что отечественный продукт не уступает, а по отдельным показателям превосходит зарубежные образцы. Выбирайте проверенных поставщиков!